Что такое пошаговое рисование?
Это процесс, при котором
Что оно дает?
Оно дает на выходе клевую картинку, которую ребенок никогда не нарисовал бы
Просто буду рассказывать, что вижу почти 2 года:
Группа 1
Ко мне ходят заниматься дети 4-5 лет. Ходят уже полтора года, стабильно и почти без пропусков. Работы этих детей крутые, я практические не вмешиваюсь в процесс. Родители в доме увешали все стены. Что дети делают на занятиях? Они просто сидят, как болванчики, заглядывают в рот и ничерта не думают. Они просто ждут, когда им скажут, что сделать следующим шагом. Если эти дети садятся рисовать дома, то у них ничего не выходит. Ну конечно же не выходит! Откуда выйти, если на занятии они полностью исключили процесс фантазирования?
Если вы думаете, что я не стимулирую этот процесс, не объясняю почему мы делаем такой шаг, не комментирую картинку (что у нас больше, ушки или голова, а какой формы у нас ножки и т.д.), то ошибаетесь. Если вы думаете, что я не даю детям свободы в рисовании и не учитываю из возрастные особенности, то тоже ошибаетесь. Я-то учитываю, а вот родители нет!
Родители ждут от детей ШЕДЕВР! Если краски, то минимум Левитан, если фломастеры, то не ниже Расторгуевой, графика Да Винчи, архитектура на уровне выпускника ЮФУ. Если я позволила ребенку самому нарисовать работу, то родители с ходу комментируют: "Ой, что-то ты сегодня не постаралась?/что это такое ты нарисовала?/у соседки получилось лучше!" и все в этом духе.
Разговаривала я с родителями на эту тему? Разговаривала. Был результат? Нет. Ребенок не хочет рисовать сам, а предпочитает заглядывать в рот мастеру, чтобы получить родительское одобрение.
Группа 2
1) Дети постарше, младший школьный возраст 8-10 лет. Из тех, кто ко мне ходит по-настоящему рисует (может сама проанализировать фотографию и натуру) только одна девочка. Может быть у нее талант? Безусловно, там есть искра, но другие дети тоже способные. Ходят рисовать все на равных, но она не сталкивается дома с родительской оценкой своих работ. Папа с мамой в разводе, отчим без работы сидит дома, мама пашет на работе и воспитывает троих детей. Мама радуется, что дочь чем-то увлечена, но на критику у нее скорее всего нет времени. Девочка не самоутверждается в глазах родителя за счет своих рисунков.
2) А вот два других сидят на игле родительского одобрения. А родители очень хорошо не дают им с этой иглы слезть.
3) Третий мальчик очень хочет рисовать. И у него реально круто получается. Не хуже, чем у девочки, но его мама вечно недовольна результатом, все время говорит, где у него ошибки и что нужно было сделать. Мальчик упертый, под маму пока не прогнулся, но часто плачет и расстраивается. Не из-за того, что ему не нравится результат, а из-за того, что не может угодить маме. Чтобы он не делал, мама всегда найдет к чему придраться.
Если предыдущие ребята пошли по пути наименьшего сопротивления - хотят родители хорошие работы, я нарисую, как они хотят, то этот парень старается стать лучше, чтобы угодить маме. Получится у него? Стать лучше - безусловно, угодить...сами все понимаете.
4) Есть еще одна девочка, она больше не ходит. Почему не ходит? Думаю потому, что у старшей группы я перестала давать тупые пошаговые МК. Девочка живет в двух шагах от моей работы в центре доп.образования, пару раз пришла ко мне на занятия и отвалилась. Там формат работы другой и в платной группе со старшими детьми тоже формат изменился. Но как только я даю пошаговый МК, она обычно приходит. Почему?
Она не может вынести, если у нее что-то не получилось. Когда она приходит на занятие, я все время в состоянии сжатой пружины. Потому что она постоянно "кусает" остальных детей и ноет, что у нее получается говно. Просит, чтобы я ей нарисовала. Не знаю, что там у нее дома, я не могу наблюдать ее в взаимоотношениях с родителями, но то, что ей главное красивая картинка - 100%. При этом вовсе не важно она ее сделала или половину нарисовала я.
Ко мне ходят взрослые. Редко, но бывает, обычно со своими детьми. Что происходит на занятии? Взрослый тащится с процесса, ему так необычно, что можно нарисовать крутую картинку, даже не умея рисовать. Ребенок постоянно сравнивает свою работу с работой мамы. Как только ребенок начинает ныть, мама отрывается от процесса и пытается успокоить ребенка, подсказать. Обстановка накаляется...
Я знаю, тут у меня есть педагоги, какие занятия ведете вы, как строите взаимодействие между родителями и детьми? Может быть я слишком сильно загоняюсь и запариваюсь?